Тема недели: Республиканский педсовет: настоящее и будущее белорусского образования
Президент Беларуси Александр Лукашенко 24 августа принял участие в пленарном заседании Республиканского педагогического совета.
В состав президиума совета вошли министр образования Игорь Карпенко, ректор Белорусского государственного экономического университета, председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Владимир Шимов, учитель физики Могилевского государственного областного лицея №1, народный учитель Беларуси Валерий Барашков, мастер производственного обучения Минского государственного профессионально-технического колледжа швейного производства, победитель открытого чемпионата WorldSkills стран СНГ 2015 года Ольга Закревская.
Мероприятие прошло в максимально открытом и дискуссионном ключе. На него приглашены более 800 человек, в числе которых не только высшие должностные лица, руководители органов госуправления, местной вертикали власти, депутаты, но, прежде всего, работники учреждений образования из всех областей страны и города Минска. В формате открытого микрофона они делились мнениями и опытом по тем или иным вопросам.
На пленарном заседании Республиканского педсовета подробно обсуждались происходящие трансформации и тенденции образовательных процессов, пути их адаптации к требованиям времени и с учетом передового национального и зарубежного опыта, дана оценка итогам развития в Беларуси всех звеньев системы образования, намечены перспективы их совершенствования. В центре внимания также роль педагога, принципы и подходы к воспитанию подрастающего поколения.
Для участников республиканского педагогического совета организована выставка творческих достижений педагогов, учебной и учебно-методической литературы, новых технологий в образовании. Одна из новинок – так называемый умный школьный автобус, который с помощью специального программно-аппаратного комплекса позволяет дополнительно обеспечить безопасность учащихся.
Лукашенко назвал главные принципы развития сферы образования
Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на пленарном заседании Республиканского педагогического совета.
“Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала. Поэтому необходимо объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. Конечно, уже много сделано в этом направлении, – сказал Александр Лукашенко. – Главное – мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере”.
Все возможности для эффективной реализации задуманного есть, подчеркнул Президент. “Создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания. Здесь работает достаточно квалифицированных кадров. На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования”, – отметил глава государства.
Лукашенко выступает за совершенствование системы образования, а не ее ломку
“Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова системы образования, – сказал Александр Лукашенко. – Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, надо решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование – настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через колено что-то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится”.
Президент обратил внимание, что в свое время некоторые страны, особенно похожие на Беларусь, решили полностью перестроить сферу образования. Но, сломав старое, новое в силу многих причин они так и не создали. “Сегодня признают, что, сломав старое, не унаследовали то доброе, что было. Мы этим путем не пошли”, – отметил он.
Лукашенко: главная задача учителя – обучение и воспитание детей, а не бумаготворчество
“Решены ли все вопросы, которые мешали педагогу вкладывать душу в своих воспитанников? Раньше было много нареканий на высокую загруженность учителей несвойственными функциями. В прошлом году министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя – учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством”, – заявил Александр Лукашенко.
Президент предупредил министра образования, губернаторов, председателей рай- и горисполкомов: в школы должны поступать документы, касающиеся только образования и воспитания. “Давайте окончательно поставим точку в этом вопросе. Я намекаю на то, что тот хлам, который раньше шел в школы, разные отписки, это никому не надо. Дело даже не в излишней нагрузке для учителя. Дело в унижении самого учителя, которому приходится делать ненужные вещи. Если бы это нужно было, другой вопрос. Но человеку делать ненужную работу – это унижение, это жуткая нагрузка, это то, чего мы допустить ни в коем случае не можем”, – подчеркнул глава государства.
Лукашенко: неприемлем подход, когда учат пользоваться лишь готовым набором знаний
“Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой – недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент добавил, что сегодня сфера образования и, соответственно, роль педагога кардинально изменились.
“В современной информационной среде растет так называемое поколение Сети. Для молодых людей интернет – это среда обитания. Они не видят себя без электронных устройств. Абсолютно согласен: эти устройства нужны, интересны, полезны. Но еще важнее научить людей думать”, – убежден глава государства.
Лукашенко: в обычной деревенской школе можно получить хорошие знания, все зависит от учителя
Глава государства отметил, что его младший сын учится в обычной деревенской школе, где специально для него не создавались какие-то особые условия. “Считаю, что он получает нормальные знания”, – сказал Александр Лукашенко.
Аналогичного мнения Президент и по вопросу вузовского образования, его качества и востребованности в регионах и столице. “Никакого регионализма и ведущих вузов столичных быть не должно, – подчеркнул глава государства. – Не надо делить вузы на главные и второстепенные. Ко всем требования одни”.
Лукашенко: детям нужно прививать гордость за Беларусь
“С детского сада, с первого класса школы детям нужно прививать гордость за свою страну. В этом должны участвовать все – и власть, и школа, и семья. Крайне важно воспитать личность нравственную, научить молодежь отличать правду ото лжи. Наша задача – дать поколению такие ориентиры, которые помогут каждому стать настоящим патриотом и гражданином. Беларусь сегодня – мир и спокойствие. Нужно детей научить ценить это”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул: “Надо, чтобы белорусы наши люди, молодежь ценили мир, безопасность и спокойную жизнь, живя в Беларуси, а не только когда они побывают, допустим, в Украине. Возвращаясь оттуда, они говорят: “Спасибо, что у нас такая жизнь”. Надо, чтобы он, не выезжая никуда, проживая здесь, мог это ценить. И видеть недостатки в том числе”.
По словам Александра Лукашенко, каждый урок либо дополнительное занятие должны иметь конкретное воспитательное и идеологическое наполнение. И не только в школе, но и в театре, музее, на спортивных площадках и стадионах. “Это не моя выдумка. Возьмите американцев. Для них Америка, гимн – это все!”, – констатировал Президент.
“Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы. Мы с вами хорошо понимаем ее ценность. Мной неоднократно давались поручения: наполнить шестой школьный день, усилить работу с семьей, приобщить детей к труду, активнее вовлекать их в занятия спортом. Сегодня, к сожалению, хвастаться нечем. Но на эту тему, я сказал уже это министру, разговоров больше не будет. Шестой день в неделю – не выходной. Это, если хотите, скажу вам как учитель, – чтобы ученика наклонить к жизни, сделать его здоровым человеком”, – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства посетовал на недостаток часов трудового обучения. “Я уже говорил, что нынешний молодой человек, подросток не понимает, что такое электрическая розетка, электрическая лампочка. Девочка-подросток не умеет пуговицу пришить. А ведь в наше время этому учили. Почему вы сейчас не учите этому детей?”, – задал вопрос Президент.
Отдельно Александр Лукашенко остановился на физической форме учеников. “Нам скоро некого в армию будет призывать по состоянию здоровья. Или дистрофики, или весом больше, чем я. В 17-18 лет – это ненормально. Поэтому начинайте в этом плане работать”, – поручил глава государства, обращаясь к участникам педсовета.
Новые учебники по всем предметам будут подготовлены к 1 сентября 2019 года – Лукашенко
“Основа школьного обучения – хороший учебник. Это то, что во многом определяет качество знаний учащихся. Напоминаю, главное требование – содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине. К 1 сентября 2019 года мы будем иметь новые учебники. Не значит, что они будут идеальными, и, может быть, не будут соответствовать уровню требований в 2019 году. Учебники – это постоянное творчество. Мы постоянно будем что-то дополнять, менять”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент остановился на необходимости разработки и внедрения в практику уникальных авторских методик обучения и воспитания. “Почему мы не слышим о современных учителях-новаторах? Где отечественные Макаренко, Сухомлинские, Шаталовы? Это упрек и вам, и властям тоже – тем, кто занимается образованием”, – заметил глава государства. По его мнению, авторские методики обучения и воспитания даже более важны, чем докторские диссертации, потому что они основаны на жизненных реалиях, на взаимоотношениях учителя и ученика.
“По моему требованию к написанию учебников кроме академиков, крупных ученых мы привлекли учителей-новаторов. Эффект потрясающий. А они ведь создавали учебники на основании преподавания этих предметов в школе. Как только это стало востребовано, они откликнулись и за короткий промежуток времени усовершенствовали многие учебники”, – рассказал Президент.
Отдельно Александр Лукашенко высказался относительно подготовки к поступлению в вуз, репетиторства. “Дошло до того, что услугами репетитора пользуются даже в начальной школе, не говоря о подготовке к поступлению в вузы. А если и появляются новые методики, то они ориентированы на финальную подготовку выпускников, или, как говорят в народе, на натаскивание школьников к сдаче централизованного тестирования”, – отметил Президент.
“Многие меня за это критиковали, когда я говорил, что школьная программа должна быть школьной, не вузовской. Должна быть возможность ее освоения без всякого натаскивания. Централизованные тесты должны соответствовать школьной программе, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Немало сделано к этому году. К будущему году, к 1 сентября 2018 года, все тесты будут доработаны и приведены в соответствие со школьной программой. Этот процесс должен быть закончен с учетом опыта поступления в вузы в этом году”.
Задания ЦТ должны полностью соответствовать школьной программе – Лукашенко
“Обращаю внимание Минобразования, что к вступительной кампании 2018 года задания централизованного тестирования по всем предметам должны быть скорректированы и полностью соответствовать школьной программе”, – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства констатировал, что в старших классах школы введено профильное обучение. Оно призвано решить проблему мотивированного выбора выпускниками будущей профессии. “Однако назрела необходимость рассмотреть вопрос об изменении подходов к итоговой аттестации и контролю текущей успеваемости школьников, что обеспечит объективность и независимость оценки знаний учащихся”, – отметил Президент.
Лукашенко критикует правительство за неоптимизированную структуру профобразования
“Считаю, что правительством не приняты должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики. Не выстроена соответствующим образом и профориентационная работа с молодежью. Повторяю, основная задача профессионального образования – формирование кадрового потенциала работников для экономики страны”, – сказал Александр Лукашенко.
При этом Президент подчеркнул, что Беларусь всегда гордилась системой профессиональной подготовки молодежи. “Я ею горжусь и сейчас. На одном из заседаний глав государств СНГ подняли вопросы профтехобразования с констатацией удручающих фактов. Некоторые обратились к России – помогите подготовить по рабочим специальностям в профтехучилищах. На что Путин сказал, что, к сожалению, мы разрушили профтехобразование, – заявил Президент. – И только в Беларуси сохранились все профтехучилища, которые были созданы. Много не хватает, но они есть. Мы до сих пор оказываем помощь в подготовке людей рабочих специальностей другим государствам, в том числе России. Это величайшее достижение, что мы эту систему сохранили”.
Президент: корректировать правила приема в вузы и информировать об изменениях нужно заблаговременно
“Требует дальнейшего совершенствования система поступления в вузы. Она должна предоставить абитуриенту возможность продемонстрировать не только определенный набор знаний по предмету, но и способность логически рассуждать, делать выводы и творчески мыслить. Предупреждаю, что корректировка правил приема и информирование общественности об изменениях должны происходить заблаговременно”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул, что надо менять подходы к подготовке будущих преподавателей непосредственно в вузах. Основой должна стать практическая педагогика и психология.
Также глава государства обратил внимание на необходимость придания нового импульса системе повышения квалификации педагогических кадров. “Она должна быть более гибкой, способной оперативно реагировать на запросы с учетом новейших достижений науки и практики”, – добавил он.
Лукашенко не исключает определения базового профиля для каждого вуза
“Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для того или иного вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов самого широкого профиля – юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство. Видимо, пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза”, – сказал Александр Лукашенко.
Также глава государства констатировал, что нужен анализ оптимального количества учреждений высшего образования с учетом демографических процессов и прогнозов прироста населения.
“Не надо закрывать глаза и на проблему естественного старения профессорско-преподавательского состава. Считаю, что каждый вуз должен самостоятельно решать вопрос обновления кадров, отбирая лучших студентов, готовя их к защите кандидатских и докторских диссертаций”, – отметил Президент.
По его мнению, назрела потребность пересмотреть критерии к определению вузов вообще и ведущего вуза в частности.
“В университетах должны быть созданы необходимые условия для вывода на рынок научных разработок и обязательной их интеграции в образовательный процесс. Уверен, что комплексное решение этих вопросов будет способствовать формированию высокотехнологичного сегмента нашей экономики”, – заявил Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что настало время заняться высшими учебными заведениями. “Мы этим вопросом займемся немедленно. У нас неплохие учебные заведения, их достаточно”, – сказал он. При этом проблемы должны решаться не наскоком. “Мы всегда должны помнить, что будем иметь дело с самой элитной частью нашего общества. Обидеть их – себе дороже. Поэтому аккуратно, принципиально надо решить эти вопросы. К 1 сентября 2019 года в основном они должны быть решены”, – поручил глава государства.
Лукашенко сомневается в необходимости возвращения к пятибалльной системе оценок
“Решение надо принимать тогда, когда оно назрело. Вот оно вопиет, говоря словами поэта. Вот проблема кричащая. Да, я слышу в средствах массовой информации, вижу, читаю, отслеживаю процесс. Но этот вопрос не имеет критической массы, он не назрел для того, чтобы здесь принимать какие-то решения”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что к системе оценок относятся по-разному: старшее поколение привыкло к пятибалльной, и теперь ему приходится переводить оценки на старый лад, а молодежь уже давно обучается по десятибалльной, и для нее здесь нет проблем. “Много родителей за десятибалльную систему: привыкли, им нормально, некоторые особо и не вникают в это. Но большинство, я так чувствую, все-таки склоны к пятибалльной: было проще. Но дело же не в простоте, а в эффективности той или иной системы. Поэтому я считаю, что вопрос о возвращении к пятибалльной системе или вопрос оставления десятибалльной системы несколько преувеличен в данном случае и не имеет критической массы, чтобы было нужно принимать решение. Поживем – увидим. Думаю, это не очень влияет на стремление наших детишек иметь хорошие знания”, – подчеркнул глава государства.
Президент: нужно делать все, чтобы молодые специалисты хотели оставаться в дошкольном образовании
“Сегодня нам предстоит решить еще одну задачу – укомплектовать детские сады квалифицированными специалистами. Направляя молодых специалистов, нужно сделать все, чтобы, отработав по распределению, они захотели там остаться. Также необходимо совершенствовать программы и методики работы с воспитанниками детских садов”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент предупредил правительство и местные органы власти, что к концу 2020 года эти и другие вопросы дошкольного образования должны быть решены полностью.
Вместе с тем глава государства обратил внимание: для того, чтобы дошкольное образование было качественным и доступным, за последние годы в Беларуси сделано немало. По этому показателю республика является лидером в регионе.
Лукашенко требует дифференцировать оплату труда в образовании
“Я вам откровенно скажу: учитель учителю рознь. Вы это знаете не хуже меня. Тогда почему мы создали уравниловку и учителя у нас заработную плату практически все получают одинаковую?” – задался вопросом Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что в системе здравоохранения Беларуси удалось создать дифференцированную систему оплаты труда, при которой зарплата медицинского персонала напрямую зависит от его квалификации и работоспособности. “Мы установили определенную планку. Прыгаешь выше нее – получаешь”, – констатировал Президент.
При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что нельзя допустить значительной разницы в зарплате у учителя со стажем и молодого специалиста при условии, что выпускник вуза обладает всеми необходимыми компетенциями. “Если молодой человек, придя из вуза, преподает не хуже, чем отстоявший 25 лет у станка учитель-преподаватель, почему мы ему платим копейки? Нужно определить критерии, по которым мы должны платить зарплату учителю-новатору, преподавателю – грамотному, толковому, современному, который овладел всем необходимым для преподавания”, – подытожил Президент.
Лукашенко поручил в будущем году решить вопрос с размером зарплат учителей
“Мы не педалировали этот вопрос, но министра образования и вице-премьера на последнем докладе я четко предупредил: проблема жалоб учителя (я не говорю о размерах зарплаты) на низкую заработную плату в будущем году должна быть снята”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что учитель и врач – идеологическая, моральная основа белорусского общества. “Основу молодежных организаций, профсоюзов, общественных организаций, которые сегодня существуют, составляют учителя, врачи. Особенно местную интеллигенцию, которая работает с народом. Когда нам надо что-то донести до народа, мы это делаем через вас. Вы главная опора в государстве”, – обратился он к педагогам.
По словам главы государства, особенно этот вопрос касается работников учреждений дошкольного образования, ведь каждый понимает, что такое быть воспитателем в детском саду. “Катастрофически несправедливо мы относимся к тем, кто работает, прежде всего, в яслях и детских садах. Любыми способами и любыми путями нам надо почти удваивать в будущем году их доходы”, – поставил задачу Президент.
Карпенко: в Беларуси созданы все условия для перехода на всеобщее среднее образование
Об этом заявил на пленарном заседании Республиканского педагогического совета министр образования Игорь Карпенко.
Министр убежден, что “в стране созданы все условия для перехода на обязательное общее среднее образование”. “Есть государственный запрос на образованного, высококвалифицированного специалиста. В Кодексе об образовании заложен законодательный коридор для такой новации”, – отметил Игорь Карпенко.
К такому переходу готово и белорусское общество – общее среднее образование в стране сегодня получают почти 100% выпускников. Условия для перехода создают система всеобуча, экстерната, возможность получить общее среднее в вечерних классах и учреждениях профессионально-технического образования. “Это качественно новый этап в развитии системы, направленный на повышение образовательного уровня граждан. Это позитивно повлияет и на развитие человеческого потенциала, и на международный имидж Беларуси”, – сказал министр.
Переход на всеобщее среднее образование обсуждается сегодня на Республиканском педагогическом форуме. Участники форума в целом позитивно относятся к этому пункту концептуальных подходов к развитию системы образования на краткосрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2030-го) периоды. Они были разработаны с учетом поручений Президента, предложений, которые поступили в ходе общественного обсуждения новой редакции Кодекса об образовании.
Учителей в Беларуси могут обязать информировать нанимателей о занятии репетиторством
По словам министра, выборочный анализ ситуации показал, что преподаватели, которые были задействованы в приемных кампаниях в вузы, вступительных испытаниях в гимназии, одновременно являлись и репетиторами. “А это ли не завуалированная форма коррупции? – задался вопросом Игорь Карпенко. – Для исключения возможных конфликтов интересов и коррупционных рисков в учреждениях образования министерство предлагает внести в контракты норму о том, что педагог обязан информировать нанимателя об осуществлении им деятельности в качестве репетитора”.
“Учитель, который не стремится эффективно использовать каждую минуту урока, чтобы учить и воспитывать ребенка, скорее всего заинтересован в том, чтобы предложить не поддерживающие занятия, а услуги репетитора”, – считает министр.
Выпускные экзамены в школах предлагается заменить комплексным общеобразовательным тестом
Министр считает, что такая необходимость продиктована временем. “Современной формой, позволяющей объективно оценить уровень знаний выпускника, может выступить комплексный общеобразовательный тест”, – отметил Игорь Карпенко.
Он обратил внимание, что на практике фиксируются несоответствия между средним баллом аттестата и результатом ЦТ. Министр считает, что отчасти из-за этого возникла дискуссия по поводу возможности возврата к пятибалльной системе оценки знаний, которую 15 лет назад сменила десятибалльная. “Нам надо глубоко и детально проанализировать преимущества и недостатки каждой из них”, – сказал он.
В Беларуси предлагается проводить независимую аттестацию выпускников базовой школы
На пленарном заседании педсовета обсуждаются концептуальные подходы к развитию системы образования на краткосрочный до 2020 года и долгосрочный (до 2030-го) периоды. В них предлагается проводить независимую аттестацию выпускников базовой школы. “Полученные отметки должны дать объективный ответ, какую траекторию дальнейшего обучения следует выбирать ученику”, – пояснил Игорь Карпенко.
Он проинформировал, что центром, обеспечивающим формирование в стране системы независимой оценки качества образования, должно стать агентство по контролю в сфере образования. Оно будет создано путем объединения подчиненных Министерству образования структур.
В системе профобразования Беларуси предлагается сохранить один вид учреждений – колледжи
Нынешнюю структуру системы образования в стране планируется упорядочить. Так, на уровне профессионального образования предлагается сохранить один вид учреждения – колледж. Он будет реализовывать образовательные программы общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, пояснил министр.
На уровне высшего образования оптимальным министерству видится подход, при котором на первой ступени (бакалавриат) обеспечивается подготовка специалистов с присвоением квалификации, на второй (магистратура) – углубленная подготовка, которая позволит подготовить профессионалов, способных решать задачи проектирования, конструирования и управления. “Это позволит магистрам занимать должности научных сотрудников”, – добавил Игорь Карпенко.
По наиболее сложным наукоемким специальностям, таким как медицина, ядерная энергетика, подготовка будет вестись по непрерывным образовательным программам с 5-6-летним сроком обучения.
Минобразования предлагает провести оптимизацию сети вузов в Беларуси
Сейчас в стране 28 вузов готовят специалистов экономического профиля, 17 – юридического. “Поэтому необходимо провести оптимизацию сети учреждений высшего образования с учетом их профиля, кадрового потенциала и материально-технической базы”, – сказал министр.
При этом будет продолжена работа по профилизации специальностей. Прежде всего речь идет о том, чтобы исключить дублирование подготовки по одним и тем же специальностям на уровне среднего специального и высшего образования. Положительный пример есть в системе здравоохранения: выпускники медколледжей и медицинских вузов по своим квалификационным характеристикам не дублируют, а дополняют друг друга. Параллельно в Беларуси разрабатываются новые подходы к формированию прогноза подготовки кадров под потребности экономики и социальной сферы.
Что касается подготовки научных кадров, то здесь предлагается закрепить введение аспирантуры на уровне научно ориентированного образования со сдачей кандидатских экзаменов. Набор в докторантуру будет проводиться исключительно по целевому принципу на грантовой основе.
БЕЛТА.